Твердый звук «Д» — это согласный, устный и звонкий звук. В зависимости от способа образования звук называется взрывным смычным, в зависимости от места образования — передней частью языка, где передняя часть языка играет активную роль в его артикуляции.
- Виды нарушений
- Суставная гимнастика
- Фонемный слух
- Постановка звука
- Автоматизация звука
Виды и причины нарушения произношения
- Отсутствие — когда ребенок еще не научился произносить звук и просто пропускает его в речи, например, говорит «уш» и «ача» вместо «душ» и «котаж».
- Искажение — когда ребенок произносит звук между зубами;
- Замена — например, когда ребенок заменяет звук «Д» на «Т» или «Б» и говорит «вятел» и «том» вместо «дятел» и «дом».
- Смешение — когда ребенок знает, как произносить звук, но путает его в речи. Например, скажите «трава» вместо «маки» и «данк» вместо «танк».
- Структурные особенности артикуляционного аппарата ;
- Неразвитый фонематический слух ;
- Неадекватный артикуляционный аппарат ;
- Плохая речь других.
Суставная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата ребенка к правильному произношению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель упражнений — научить ребенка движениям и положениям, которые должны занимать губы, язык и мягкое нёбо во время речи.
- Улыбнитесь, откройте рот, коснитесь кончиком языка верхних передних зубов и задержитесь в этом положении на несколько секунд (см. упражнение «Парус»).
- Быстро высуньте язык изо рта, коснитесь верхних передних зубов и оттяните язык назад.
- Прижмите кончик языка к верхним передним зубам, вдохните язык, отпустите губы и слегка приоткройте рот, улыбаясь.
- Прикусите язык зубами, улыбнитесь, глотая и выталкивая воздух изо рта.
Выполняйте суставную гимнастику ежедневно и повторяйте каждое упражнение пять-шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребенка слышать и правильно воспринимать звуки речи на родном языке. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание способности ребенка воспринимать разницу между правильными и искаженными звуками.
- Мать издает звук, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук «До». Примеры серии звуков: б, г, т, н, д, л, в, г, ж, д …
- Мать произносит слог, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слог «Д». Примеры звуковых цепочек: ta, yes, su, mo, du, you, do, sa, dy …
- Когда мама произносит слово, ребенок хлопает в ладоши, услышав слово со звуком «Д». Примеры цепочек слов: шкаф, сын, банка, нож, душ, ладонь, доска, сажа, фрукт, седло …
Постановка звука
- По подражанию: произнесите слог «да-да-да».
- От звука «Т»: ребенок кладет одну руку на гортань взрослого, а другую — на свою. Взрослый чередует звуки «Т» и «Д», обращая внимание ребенка на разницу в произношении и вибрации звука «Д».
- От слога «БА»: ребенок произносит слог «БА-БА-БА» с полуоткрытым ртом, а взрослый помещает язык за верхние зубы. Должен прозвучать звук, похожий на «да».
- От звука «Б»: ребенок произносит звук «Б» между зубами (с высунутым языком между зубами), а взрослый раздвигает губы пальцами.
- От звука «З» или «Ж»: ребенок произносит звук «З» или «Ж» с полуоткрытым ртом, а в момент произнесения звука взрослый прижимает кончик языка к альвеолам Чайная ложка.
- Губы открыты и принимают положение для последующего звука.
- Язык образует дугу с верхними резцами у переднего края, боковые стороны языка прилегают к верхним молярам, и дуга «взрывается» под давлением воздуха, выходящего изо рта.
- Мягкое нёбо приподнимается, и проход в нос закрывается.
- Голосовые связки напряжены, закрыты и вибрируют.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введения поставленных звуков в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка называется автоматизацией. Если родители самостоятельно работают над автоматизацией новых звуков для своего ребенка, они должны убедиться, что звук, над которым они работают, четко выделяется и произносится. Ниже приведен пример упражнения для автоматизации одного звука ‘D’.
- Да — да — да
- Да — до — делать
- Умри — ду — да
- Делать — делать — делать — умирать
- ни — да — да
- dy — до — да
- Ама — одма — удма
- адма — одма — удма
- ydma — edoma — odoma
- Удома — Адама — Удома
- одома — адама — удома
- удма — удма — адома
- Ад — Одо — Удо
- удма — одо — ад
- ede — odo — udo
- одо — ад — йди
- одо — эде — уду
- ydy — udo — hell
- йды — одо — одо — ад
- два — два — два — два
- йды — одо — одо — эде — удо — йды — удо — ад
- Два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два.
- Два — два — два — два — два — два
- Два — два — два — два — два — два
Слово твердый звук ‘Д’ Автоматизация:.
Производство, долг, дуб, дух, дыра, печь, подарок, дар, помидор, ладонь, вода, воздух, бой, работа, помощь, чердак, сандалия, дно.
Фраза твердый звук ‘D’ Автоматизация:.
Давать ягоды, делать домашнюю работу, убирать дом, дальняя дорога, цикл, дождливая погода, вода, Новый год.
- Ду-ду-ду, ду-ду-ду — я не сплю.
- Да, да, да, да — о, холодная вода.
- Дом — дом — дом, дом — дом — дом — дом — дом — дом кошки горит.
- Ду-ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду-ду, я не упаду в лужу.
- Да, да, да, да, не ходи туда, Вадим!
- Ду-ду-ду, ду-ду-ду В общем, вот так.
Твердый звук ‘D’ в предложении Автоматический :
В саду дует ветер. В саду есть дрова. Я иду домой. Люда дала Даше несколько апельсинов. На дороге две собаки. Радуга над домом. В ванну наливается холодная вода.
Стих монофтонг ‘D’ автоматический :
— Дайте мне чемодан, дети! — Где он? — На табуретку! (Г. Вель)
Автоматизация твердого звука «Д» в рассказе :
‘ДОРМИДОНТЫЧ, ДЖУЛЬБАРС и др.’ Здравствуйте, дорогие дети! Вы уже догадались, что сегодня мы добрались до буквы D. Кстати, должен сообщить, что я долгое время жил у входа в сад на улице Достоевского, 29. В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девочки, дети, дворник Долмидонтик и две собаки. У нас длинная печень — мой дед Дудочкин. Он дожил до 99 лет. У нас есть дрессировщик дельфинов (он тренирует дельфинов). Есть девочка Даша, дочь тренера Дельфинова. Есть Дима Деточкин, неудачник и боец. Он любит дергать Дашу за косички. Есть двоюродный брат Димы Денешкин, врач и стоматолог. Все обитатели нашего дома живут дружно и относятся по-доброму даже к Диме, неудачнику (когда он не дерется и не издевается над доберманом пинчером). (Л. Камински)
- ‘Звуки Т, Ть, Д, Дь’. Речевой материал и игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет, О. В. Егорова;
- ‘Домашние конспекты для логопедических занятий с детьми; звуки Т-Т, Д-Д, Ю.Б Жихарева.
- «Русский язык. Обучение через игру», В. В. Волина;
- ‘Воспитание у детей правильного произношения’, М. Ф. Фомичева;
- ‘Энциклопедия логопеда для дошкольников’, А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
Ищете информацию о других звуках? Загляните в библиотеку логопеда и лингвиста!