Твердый звук “Д” – это согласный, устный и звонкий звук. В зависимости от способа образования звук называется взрывным смычным, в зависимости от места образования – передней частью языка, где передняя часть языка играет активную роль в его артикуляции.
- Виды нарушений
- Суставная гимнастика
- Фонемный слух
- Постановка звука
- Автоматизация звука
Виды и причины нарушения произношения
- Отсутствие – когда ребенок еще не научился произносить звук и просто пропускает его в речи, например, говорит “уш” и “ача” вместо “душ” и “котаж”.
- Искажение – когда ребенок произносит звук между зубами;
- Замена – например, когда ребенок заменяет звук “Д” на “Т” или “Б” и говорит “вятел” и “том” вместо “дятел” и “дом”.
- Смешение – когда ребенок знает, как произносить звук, но путает его в речи. Например, скажите “трава” вместо “маки” и “данк” вместо “танк”.
- Структурные особенности артикуляционного аппарата ;
- Неразвитый фонематический слух ;
- Неадекватный артикуляционный аппарат ;
- Плохая речь других.
Суставная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата ребенка к правильному произношению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель упражнений – научить ребенка движениям и положениям, которые должны занимать губы, язык и мягкое нёбо во время речи.
- Улыбнитесь, откройте рот, коснитесь кончиком языка верхних передних зубов и задержитесь в этом положении на несколько секунд (см. упражнение “Парус”).
- Быстро высуньте язык изо рта, коснитесь верхних передних зубов и оттяните язык назад.
- Прижмите кончик языка к верхним передним зубам, вдохните язык, отпустите губы и слегка приоткройте рот, улыбаясь.
- Прикусите язык зубами, улыбнитесь, глотая и выталкивая воздух изо рта.
Выполняйте суставную гимнастику ежедневно и повторяйте каждое упражнение пять-шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это способность ребенка слышать и правильно воспринимать звуки речи на родном языке. Цель этого этапа – развитие слухового внимания и воспитание способности ребенка воспринимать разницу между правильными и искаженными звуками.
- Мать издает звук, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук “До”. Примеры серии звуков: б, г, т, н, д, л, в, г, ж, д …
- Мать произносит слог, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слог “Д”. Примеры звуковых цепочек: ta, yes, su, mo, du, you, do, sa, dy …
- Когда мама произносит слово, ребенок хлопает в ладоши, услышав слово со звуком “Д”. Примеры цепочек слов: шкаф, сын, банка, нож, душ, ладонь, доска, сажа, фрукт, седло …
Постановка звука
- По подражанию: произнесите слог “да-да-да”.
- От звука “Т”: ребенок кладет одну руку на гортань взрослого, а другую – на свою. Взрослый чередует звуки “Т” и “Д”, обращая внимание ребенка на разницу в произношении и вибрации звука “Д”.
- От слога “БА”: ребенок произносит слог “БА-БА-БА” с полуоткрытым ртом, а взрослый помещает язык за верхние зубы. Должен прозвучать звук, похожий на “да”.
- От звука “Б”: ребенок произносит звук “Б” между зубами (с высунутым языком между зубами), а взрослый раздвигает губы пальцами.
- От звука “З” или “Ж”: ребенок произносит звук “З” или “Ж” с полуоткрытым ртом, а в момент произнесения звука взрослый прижимает кончик языка к альвеолам Чайная ложка.
- Губы открыты и принимают положение для последующего звука.
- Язык образует дугу с верхними резцами у переднего края, боковые стороны языка прилегают к верхним молярам, и дуга “взрывается” под давлением воздуха, выходящего изо рта.
- Мягкое нёбо приподнимается, и проход в нос закрывается.
- Голосовые связки напряжены, закрыты и вибрируют.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введения поставленных звуков в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка называется автоматизацией. Если родители самостоятельно работают над автоматизацией новых звуков для своего ребенка, они должны убедиться, что звук, над которым они работают, четко выделяется и произносится. Ниже приведен пример упражнения для автоматизации одного звука ‘D’.
- Да – да – да
- Да – до – делать
- Умри – ду – да
- Делать – делать – делать – умирать
- ни – да – да
- dy – до – да
- Ама – одма – удма
- адма – одма – удма
- ydma – edoma – odoma
- Удома – Адама – Удома
- одома – адама – удома
- удма – удма – адома
- Ад – Одо – Удо
- удма – одо – ад
- ede – odo – udo
- одо – ад – йди
- одо – эде – уду
- ydy – udo – hell
- йды – одо – одо – ад
- два – два – два – два
- йды – одо – одо – эде – удо – йды – удо – ад
- Два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два-два.
- Два – два – два – два – два – два
- Два – два – два – два – два – два
Слово твердый звук ‘Д’ Автоматизация:.
Производство, долг, дуб, дух, дыра, печь, подарок, дар, помидор, ладонь, вода, воздух, бой, работа, помощь, чердак, сандалия, дно.
Фраза твердый звук ‘D’ Автоматизация:.
Давать ягоды, делать домашнюю работу, убирать дом, дальняя дорога, цикл, дождливая погода, вода, Новый год.
- Ду-ду-ду, ду-ду-ду – я не сплю.
- Да, да, да, да – о, холодная вода.
- Дом – дом – дом, дом – дом – дом – дом – дом – дом кошки горит.
- Ду-ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду-ду, я не упаду в лужу.
- Да, да, да, да, не ходи туда, Вадим!
- Ду-ду-ду, ду-ду-ду В общем, вот так.
Твердый звук ‘D’ в предложении Автоматический :
В саду дует ветер. В саду есть дрова. Я иду домой. Люда дала Даше несколько апельсинов. На дороге две собаки. Радуга над домом. В ванну наливается холодная вода.
Стих монофтонг ‘D’ автоматический :
– Дайте мне чемодан, дети! – Где он? – На табуретку! (Г. Вель)
Автоматизация твердого звука “Д” в рассказе :
‘ДОРМИДОНТЫЧ, ДЖУЛЬБАРС и др.’ Здравствуйте, дорогие дети! Вы уже догадались, что сегодня мы добрались до буквы D. Кстати, должен сообщить, что я долгое время жил у входа в сад на улице Достоевского, 29. В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девочки, дети, дворник Долмидонтик и две собаки. У нас длинная печень – мой дед Дудочкин. Он дожил до 99 лет. У нас есть дрессировщик дельфинов (он тренирует дельфинов). Есть девочка Даша, дочь тренера Дельфинова. Есть Дима Деточкин, неудачник и боец. Он любит дергать Дашу за косички. Есть двоюродный брат Димы Денешкин, врач и стоматолог. Все обитатели нашего дома живут дружно и относятся по-доброму даже к Диме, неудачнику (когда он не дерется и не издевается над доберманом пинчером). (Л. Камински)
- ‘Звуки Т, Ть, Д, Дь’. Речевой материал и игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет, О. В. Егорова;
- ‘Домашние конспекты для логопедических занятий с детьми; звуки Т-Т, Д-Д, Ю.Б Жихарева.
- “Русский язык. Обучение через игру”, В. В. Волина;
- ‘Воспитание у детей правильного произношения’, М. Ф. Фомичева;
- ‘Энциклопедия логопеда для дошкольников’, А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
Ищете информацию о других звуках? Загляните в библиотеку логопеда и лингвиста!