Цветом восхищаются без конца, но обсуждать тему цвета может быть непросто. Действительно, язык, который мы используем для описания цвета, слишком неточен и часто приводит к взаимному непониманию. Путаница возникает не только с техническими терминами, такими как «яркость», «насыщенность» и «сатурация», но и с простыми словами, такими как «яркий», «чистый», «светлый» и «темный». Даже эксперты до сих пор рассуждают подобным образом и не одобряют стандартные определения этого понятия.
Цвет — это световое явление, обусловленное способностью наших глаз распознавать различное количество отраженного и проецируемого света. Наука и техника помогли нам понять, как человеческий глаз физиологически воспринимает свет, измеряет длину волны света и обнаруживает количество энергии, переносимой светом. Теперь мы знаем, насколько сложным является понятие «цвет». Далее мы объясним, как определить свойства цвета.
Мы составили глоссарий терминов и понятий. Мы не претендуем на роль единственного авторитета в области теории цвета, но определения, приведенные здесь, подкреплены другими математическими и научными аргументами. О каких словах или понятиях вы хотели бы узнать из этого словаря?
Тон (Hue)
Другие переводы: цвет, краска, оттенок, тон.
Именно это слово мы имеем в виду, когда задаем вопрос: «Какого это цвета?». это термин, который используется, когда задается вопрос «Какого это цвета?». Нас интересует свойство цвета, называемое оттенком. Например, когда мы говорим о красном, желтом, зеленом и синем цветах, мы имеем в виду «оттенок». Различные тона создаются светом с разной длиной волны. Поэтому этот аспект цвета обычно очень легко распознать.
Контраст между тонами — это явно разные тона.
Контрастный тон — разные оттенки, одинаковый тон (синий).
Термин «тон» описывает основную цветовую характеристику, которая отличает красный цвет от желтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света, излучаемого или отражаемого объектом. Например, видимый свет варьируется от инфракрасного (длина волны~700 нм) и ультрафиолетовый свет (длина волны)~400 нм).
На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, и две группы цветов (красный и синий), называемые «семействами тонов». Любой цвет из спектра может быть смешан с белым, черным или серым, чтобы получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что семейства тонов содержат цвета разной яркости, насыщенности и насыщенности.
Хроматичность (Chromaticity, Chorma)
Когда мы говорим о «чистоте» цвета, мы имеем в виду хроматичность. Эта характеристика цвета указывает на его чистоту. Это означает, что если цвет не содержит белых, черных или серых примесей, то он является чистым. Эти цвета кажутся яркими и чистыми.
Понятие «цветность» связано с насыщенностью. Его также часто путают с насыщенностью. Однако, по нашему мнению, эти термины продолжают использоваться отдельно, поскольку они относятся к разным ситуациям. Это будет объяснено позже.
Высокая цветность — очень яркие и живые цвета.
Низкая хроматичность — ахроматический, бесцветный.
Цветность одинаковая — средний уровень. Различные тона не меняют насыщенности цветов. Чистота ниже, чем в вышеуказанных образцах.
Цвета с высокой хроматичностью содержат максимальное количество фактического цвета, при этом белый, черный или серый практически отсутствуют. Другими словами, степень, в которой конкретный цвет не содержит примесей других цветов, характеризует его цветность.
Часто «сочные» оттенки называют цветами (оттенками). Бесцветные цвета (оттенки) являются гонконгскими или однотонными и кажутся серыми. В большинстве цветов с увеличением яркости увеличивается цвет, за исключением очень ярких цветов.
Насыщенность (Saturation)
Наряду с насыщенностью, цветность говорит нам о том, как цвет будет выглядеть при различных условиях освещения. Например, комната, окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня насыщенность меняется, несмотря на то, что цвета остаются прежними. Насыщенность не имеет ничего общего с понятиями «темный» или «светлый». Вместо этого используются слова «бледный», «слабый», «чистый» и «сильный».
Насыщенность одинаковая — одинаковая интенсивность, разные тона.
Контрасты в насыщенности находятся на разных уровнях заполнения, тона одинаковы.
Насыщенность, также называемая «интенсивностью» (силой), описывает интенсивность цвета по отношению к его яркости (значению) или светлоте (яркости/освещенности). Другими словами, насыщенность цвета означает разницу между серым цветом и светлотой конкретного освещения. Например, цвет, близкий к серому, является ненасыщенным по сравнению с ярким цветом.
В цвете характеристика «живой» или «совершенный» — это просто отсутствие примесей в сером цвете или его оттенках. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль той же линии яркости.
Насыщенность/Насыщенность: 128
Яркость (Value/Brightness)
Когда мы говорим, что цвет «темный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство говорит нам о том, насколько светлый или теплый свет или тепло, то есть близкий к белому. Например, канареечно-желтый цвет считается более светлым, чем синий «темно-синий». Поэтому значения канареечно-желтого цвета выше, чем синего «navy blue» и черного.
Низкая яркость, постоянная — одинаковый уровень яркости.
Контраст яркости — серый = ахроматический.
Яркостный контраст — это полная разница в яркости.
Яркость (используется термин «значение» или «яркость») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить эту концепцию — представить себе шкалу серого цвета с переходом от черного к белому. Сюда входят все возможные варианты однотонного серого цвета. Чем больше цветов света, тем они ярче. Таким образом, свет, который ярче фиолетового, чем небесно-голубой, потому что он излучает свет.
Эту серую шкалу можно приравнять к цветовой шкале, используя то же уравнение, которое применяется в телевидении (яркость серого = 0,30 красного + 0,59 зеленого + 0,11 синего): цветовая шкала та же, что и в телевидении.
Интерактивная демонстрация показывает изменение яркости на двухмерной схеме.
Яркость/значение: 128
Светлота (Luminance/Lightness)
Вместо этого мы предпочитаем использовать термин «светлота» (или «яркость»), несмотря на то, что часто используется термин «яркость» (brightness). Понятие «яркость цвета» связано со многими из тех же переменных, что и яркость в смысле «значение». В этом случае, однако, используется другая математическая формула. Для простоты вспомним цветовой круг. В нем цвета находятся в одном круге с одним и тем же светом. Добавьте белый цвет и яркость увеличится, добавьте черный — уменьшится.
Это измерение цвета относится к яркости (значению), но математическое определение отличается. Цветовой свет измеряет интенсивность светового потока на единицу площади источника. Он рассчитывается путем вычисления среднего значения группы цветов-афродизиаков.
Достаточно сказать, что светлота может варьироваться от очень темной до очень светлой (блеск) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (оттенки) с одинаковой светлотой. Добавление небольшого количества света в цветовой круг увеличивает интенсивность света и яркость цветов. Если вы уменьшите свет, произойдет обратное. Сравните, как выглядит плоскость яркости с плоскостью светлоты (вверху).
Освещенность/яркость: 128
Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)
Эти термины часто используются неправильно, но они отражают довольно простое понятие цвета. Главное, что нужно помнить, — это степень, в которой цвет отличается от своего первоначального оттенка. Если к цвету добавляется белый, этот более светлый цвет называется оттенком. Если вы затемняете цвет, добавляя черный, полученный цвет называется оттенком. Если добавить серый цвет, то каждый градиент будет иметь свой тон.
Оттенок (белый цвет, добавляемый к чистому цвету).
Штриховка (добавление черного цвета к чистому цвету).
Тон (добавление серого цвета к чистому цвету).
Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)
Если два или более цветов «соответствуют» друг другу, они называются дополнительными или комплементарными. Этот признак полностью субъективен, и мы готовы обсудить его и выслушать другие мнения. Более точное определение звучит так: «Если два цвета, смешиваясь вместе, дают нейтральный серый (краситель/пигмент) или белый (яркий) цвет, они называются комплементарными или дополнительными цветами».
Основные цвета (Primary Colors)
Определение основных цветов зависит от способа воспроизведения цветов. Цвета, видимые при разделении солнечного света призмой, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эта комбинация КОЖЗГСФ часто сводится к трем основным цветам аддитивных систем смешивания цветов (света): красному, зеленому и сине-фиолетовому. Основными цветами субтрактивных систем смешивания цветов (краска, пигмент) являются голубой, пурпурный и желтый. Обратите внимание, что сочетание «красный, желтый, синий» не является комбинацией основных цветов.
Системы цветов RGB, CMYK, HSL
В некоторых случаях используются различные цветовые системы, в зависимости от способа воспроизведения цветов. При использовании источников света основной системой является RGB («красный/зеленый/синий» — «red/green/blue»).
Для цветов, полученных путем смешивания краски, пигмента или чернил на ткани, бумаге, льне или других материалах, в качестве цветовой модели используется система CMY (‘cyan/magenta/yellow’ — «голубой/пурпурный/желтый»). Чистые пигменты очень дороги, поэтому вместо того, чтобы смешивать равные части CMY для получения черного цвета, просто используйте черную краску.
Другая распространенная система цветов — HSL (по оттенку/насыщенности/светлоте). Эта система имеет несколько вариантов, где вместо насыщенности (chroma), светлоты (luminance) и яркости (value) (HSV / HLV) используется насыщенность. Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвета.